Пенсия по старости за работу на Крайнем Севере как родившей двух и более детей

Cкачать: ms-word

Пенсия по старости за работу на Крайнем Севере

как родившей двух и более детей

 

Вопрос 1. В территориальный орган ПФР с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2018 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратилась женщина, имеющая ребенка, 28.04.1992 г. р., а также родившая 25.01.1991 мертвого ребенка, что подтверждено справкой о рождении, выданной органом записи актов гражданского состояния.

Возможно ли в указанной ситуации установить досрочную страховую пенсию по старости за работу на Крайнем Севере как родившей двух и более детей?

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений, предусмотренных частью 3 статьи 35 данного Федерального закона).

Аналогичные нормы были предусмотрены утратившим силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также действовавшим до 01.01.2002 пенсионным законодательством (абзац 2 статьи 25 Закона Российской Федерации 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

При этом как указал Конституционный Суд Российской Федерации «придание законодателем факту рождения ребенка живым значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, не может быть признано произвольным», поскольку оно обусловлено как положениями  Конституции Российской Федерации, так и целями принятия соответствующих федеральных законов.

При этом Конституционным Судом Российской Федерации было отмечено, что «в случае мертворождения не возникает даже потенциальной возможности формирования отношений по предоставлению мер социальной защиты, предусмотренных для граждан, имеющих детей».

В этой связи полагаем, что реализация права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона
№ 400-ФЗ, как меры социальной защиты, в связи с рождением и воспитанием (независимо от его продолжительности) двух и более детей, возможна при рождении детей живыми.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом в запросе случае (рождение мертвого ребенка) правовых оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется.