Научно-проектный институт пространственного планирования «ЭНКО» | |
199178, Санкт-Петербург, 17-я, 18-я линии, д. 24 В.О., БЦ «Сенатор», корпус Д
http//www.enko.spb.ru; тел/факс. 812-332 9710; e-mail: enko@enko.spb.ru |
Инв. № 71/651
Муниципальное образование
Петровское сельское поселение
муниципального образования
Приозерский муниципальный район
Ленинградской области
Проект генерального плана
Перечень
мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории
Генеральный директор, к.г.н. | С.В. Скатерщиков |
Заместитель генерального директора,Главный архитектор проекта | О.В. Красовская |
Главный архитектор | И.С. Майзель |
Заместитель генерального директора,Главный инженер проекта | А.Г. Петров |
Санкт-Петербург – Петровское
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 2
Введение.. 3
- Краткая характеристика объекта градостроительной деятельности.5
- Характеристика территории проектирования.. 8
- Проходы и подъезды к зданиям и сооружениям… 9
- Противопожарное водоснабжение.. 11
- Требования к противопожарным расстояниям между зданиями 13
- Требования противопожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в границах сельского поселения 14
- Общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий.. 15
- Требования пожарной безопасности в лесах.. 15
- Анализ возможных факторов риска возникновения пожаров на территории Петровского сельского поселения.. 18
Введение
Том «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории» выполнен в составе проекта Генерального плана Петровского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области.
Исходные данные и требования для проектирования раздела подготовлены администрацией Петровского сельского поселения, администрацией Приозерского муниципального района Ленинградской области, а также ГУ МЧС России по Ленинградской области (№ 1031-2-4-3 от 30.06.2009).
Противопожарные мероприятия – это комплекс мер, являющихся неотъемлемой частью инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, обеспечивающих устойчивость функционирования объектов экономики в военное время и в чрезвычайных ситуациях, безопасную жизнедеятельность человека, а именно, повышение защищенности населения муниципального района от пожаров, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, юридических лиц.
При составлении тома были использованы нормативная литература, Законодательство Российской Федерации, административно-правовые акты и др. документы:
- Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г.,
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.11.1994 г.,
- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г.,
- Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.,
- Градостроительный Кодекс Российской Федерации Федеральный закон № 190-ФЗ,
- СП 11-112-2001 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований»,
- ГОСТ 22.0.02-94 «Термины и определения основных понятий»
- ГОСТ 22.0.03-97 «Природные чрезвычайные ситуации»,
- ГОСТ 22.0.04-97 «Биолого-социальные чрезвычайные ситуации»,
- ГОСТ 22.0.05-97 «Техногенные чрезвычайные ситуации»,
- ГОСТ 22.0.06-95 «Источники природных ЧС. Поражающие факторы. Номенклатура поражающих воздействий»,
- ГОСТ 22.0.07-95 «Источники техногенных ЧС. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров»,
- ГОСТ Р 22.0.09-95 «ЧС на акваториях»,ВСН ВК 4-90 «Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях»,
- СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»,
- СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»,
- СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»,
- СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления»,
- СНиП 2.01.15-90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования»,
- СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий»,
- СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы»,
- СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения»,
- СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования»,
- Положение о проведении Государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Приказ МЧС России от 23 июня 1995 г. N 446)
- Положение о государственной экспертизе проектов (МЧС России)
- Порядок проведения Государственной экспертизы и согласования градостроительной документации и проектов строительства в системе МЧС России;
- Требования по предупреждению ЧС на потенциально-опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (Приказ МЧС России № 105 от 28.02.2003 г.,
- Приказ МЧС России от 25.10.2004 г. № 484
- Приказ МЧС России от 04.11.2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1371-р от 14.10.2004 г., др. нормативно-правовые документы.
Основные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности территории показаны на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий» масштаба 1:25 000.
1. Краткая характеристика объекта градостроительной деятельности.
Территория Петровского сельского поселения входит в состав Приозерского муниципального района Ленинградской области.
Сельское поселение расположено в центральной части Приозерского муниципального района. С севера граница идет по реке Вуокса и граничит с Громовским и Ромашкинским сельскими поселениями, с юга и востока с Сосновским и Запорожским сельскими поселениями, юго-западная и западная граница поселения прилегает к Раздольевскому и Красноозёрному сельским поселениям.
В состав сельского поселения входят 6 населенных пунктов: деревня Варшко, деревня Овраги, деревня Ольховка, поселок Петровское, поселок при железнодорожной станции (п. при ж/д ст.) Петяярви, деревня Ягодное.
Административный центр – п. Петровское расположен в 60 км от административного центра муниципального района г. Приозерск, в 70 км от г. Санкт-Петербург, в 2 км от п. ст. Петяярви и в 2 км от а/д А-129 «Сортавала».
Площадь сельского поселения составляет 20043,9 га. Население (на 01.01.2011 г.) – 1764 человек.
Транспортная инфраструктура
В системе транспортного обслуживания поселения участвуют железнодорожный и автомобильный транспорт.
В меридиональном направлении территорию поселения пересекает две дороги федерального значения – железнодорожная магистраль Санкт-Петербург – Сортавала – Петрозаводск и автомобильная дорога А-129 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола».
Железнодорожный транспорт
С севера на юг поселение пересекает электрифицированная железная дорога Санкт-Петербург – Приозерск – Сортавала. Здесь курсируют электропоезда Санкт–Петербург – Приозерск, Санкт-Петербург – Кузнечное, а также поезд дальнего следования Санкт-Петербург – Петрозаводск.
Сообщение с населенными пунктами поселения осуществляется через станцию Петяярви (отправлено пассажиров за год 52,5 тыс.) и остановочную платформу Лосево (Ромашкинское сельское поселение) (отправлено пассажиров за год 95,0 тыс.).
Автомобильные дороги и транспорт
Основными транспортными коммуникациями поселения являются автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального значения, имеются автодорожные выходы практически во все пограничные поселения – Сосновское, Ромашкинское, Красноозёрное, Раздольевское. Кроме того, на территории поселения имеется ряд дорог местного значения, обеспечивающих подъезд от основной дорожной сети к населенным пунктам.
Эксплуатационная длина автомобильных дорог общего пользования составляет 51,7 км, в том числе с твердым покрытием – 86 %.
Пути сообщения в населенных пунктах поселения представлены поселковыми дорогами, совпадающими с направлениями внешних автомобильных дорог, улицами в жилой застройке, проездами. Также действует сеть подъездов к территориям, предназначенным для ведения садового и дачного хозяйства, отдельным частям населенных пунктов, к рекреационным зонам. Большинство их них нуждается в улучшении покрытий. Общая протяженность улично-дорожной сети – 89,7 км, в том числе поселковых дорог 39,8 км.
Пассажирские перевозки на территории поселения осуществляет предприятие ООО «Питеравто».
По территории поселения (в основном по автомобильной дороге А-129 «Сортавала») проходят 7 автобусных маршрутов, протяженность автомобильных дорог с автобусным сообщением – 26,2 км. Из 6 населенных пунктов поселения 4 – охвачены автобусным сообщением – п. Петровское, д. Ольховка, д. Ягодное, д. Варшко.
Населенные пункты – д. Овраги, п. при ж/д ст.Петяярви – автобусного сообщения не имеют.
Полные затраты времени на сообщение населенных пунктов поселения с г. Приозерск (включая продолжительность подхода к остановкам и ожидания транспорта) превышают 90 мин, что затрудняет использование населением объектов социального, культурно-бытового обслуживания, находящихся в административном центре муниципального района.
Полные затраты времени на сообщение населенных пунктов поселения с п. Петровское не превышают 60 мин, что говорит о нормальной транспортной доступности административного центра.
Общее количество зарегистрированных автомототранспортных средств в поселении – порядка 920 ед. Уровень обеспеченности населения легковыми автомобилями высок и составляет порядка 285 ед./тыс. жит. При этом в весенне-летний и осенний периоды общее количество автомобилей значительно возрастает за счет приезжего населения.
Хранение легковых автомобилей, принадлежащих жителям поселения, происходит в основном на придомовых участках.
Из объектов обслуживания автомобильного транспорта на территории поселения размещается автозаправочная станция (на автомобильной дороге федерального значения А-129 «Сортавала», в д. Варшко).
Воздушный и водный транспорт
Вблизи п. Петровское (3 км северо-восточнее) располагается вертолетная площадка.
На оз. Суходольское имеется большое количество причалов и пристаней, а также ряд небольших (менее 20 судов) баз-стоянок маломерного флота – п. Петровское (ООО РПК «Связист», база отдыха «Суходольское», ООО Нордбург).
Инженерная инфраструктура
Водоснабжение населенных пунктов Петровского сельского поселения осуществляется из подземных источников (скважин, колодцев), преобладает хозяйственно-питьевое потребление.
Поселок Петровское:
Водоснабжение предусмотрено от трех артезианских скважин:
- артезианская скважина № 206811, ввод в эксплуатацию в 1960 г.
- артезианская скважина № 3310, ввод в эксплуатацию в 1978 г.
- артезианская скважина, ввод в эксплуатацию в 1995 г.
Поселок при железнодорожной станции Петяярви:
Водоснабжение осуществляется из скважины № 1, дебит 28,8 куб. м/ч., глубина 101 м. Скважина введена в эксплуатацию в 1967 г.
Гидрохимический анализ подземной воды соответствует нормам ГОСТа 2874-82 «Вода питьевая», за исключением повышенного содержания железа.
Протяженность водопроводных сетей в поселке Петровское 3500 м, п. при ж/д ст.Петяярви – 200 м, д. Ягодное – 860 м, д. Ольховка – 860 м, износ сетей составляет 60 %
Диаметр сетей: п. Петровское и п. ст. Петяярви – 100 мм, д. Ягодное и Ольховка – 76 мм.
Водопотребление составляет всего 76,7 тыс. куб. м/год, (~250 куб. м/сут.), в том числе на хозяйственно-питьевые нужды – 48,8 тыс. куб. м/год. (~150-160 куб. м/сут.).
Среднесуточное водопотребление на 1 человека – 95 л/сут.
На территории дачных и садоводческих объединений население пользуется колодцами.
Водоотведение
Степень развития систем канализации в населенных пунктах поселения находится на достаточно низком уровне.
Канализационные сооружения полной биологической очистки (КОС) имеются только в п. Петровское, проектной мощностью 700 куб. м/сут., введены в эксплуатацию в 1986 г. Доочистка стоков осуществляется на песчаных фильтрах. Очищенные сточные воды через биологические пруды поступают на выпуск в реку Петровка. В настоящее время КОС нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.
Остальные населенные пункты не имеют канализационных сетей и очистных сооружений.
Протяженность сетей канализации п. Петровское составляет 3,16 км.
Канализационные стоки от садоводческих и дачных товариществ собираются в выгреба.
Электроснабжение
Электроснабжение потребителей Петровского сельского поселения осуществляется от системы ОАО «Ленэнерго». На территории поселения расположена ПС 110/10 кВ № 416 «Петяярви». По территории поселения проходят ВЛ:
- ПС № 416 «Петяярви» – ПС № 547 «Сосновская»,
- ПС № 547 «Сосновская» – ПС № 413 «Громово» с ответвлением на ПС № 330 «Мичуринская»,
- ПС № 416 «Петяярви» – ПС № 413«Громово» с ответвлением на ПС № 330 «Мичуринская».
В границах Петровского сельского поселения планировочными ограничениями являются шумовая зона электрической подстанции 110/10 кВ «Петяярви» и охранные зоны воздушных линий электропередачи напряжением 110 кВ и 10 кВ, проходящих по рассматриваемой территории.
В соответствии с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009г. № 160) охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи составляют: 110 кВ -20м, 10 кВ – 10 м по обе стороны линии от крайних проводов при не отклонённом их положении.
Распределение электроэнергии по потребителям сельского поселения: п. Петровское, д.д. Ольховка, Ягодное, Варшко, Овраги и п. при ж/д ст. Петяярви осуществляется на напряжении 10 кВ через сеть подстанций 10/0,4 кВ.
Теплоснабжение
Теплоснабжение поселка Петровское осуществляется поселковой котельной, тепловой мощность – 4,58 Гкал/час.
Установленное оборудование в котельной – котел жаротрубный (топливо – щепа) – 2,58 Гкал; котел «Вымпел» (топливо – дрова) – 1 Гкал (резерв); котел «Вымпел» (топливо – дрова) – 1 Гкал (резерв).
Процент износа оборудования – 30%.
Годовой расход тепловой энергии – 8500 Гкал (в том числе на отопление – 5774 Гкал, на горячее водоснабжение (ГВС) – 1077 Гкал.
Отпуск тепловой энергии составляет – на нужды ЖКХ – 92 %; промышленности – 3 %, иных потребителей – 5 %.
Протяженность тепловых сетей составляет 3,2 км, средний диаметр труб – 100 мм.
Поставщик услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения – ООО «ЭКТЕС».
Износ оборудования и сетей значительный.
В других населенных пунктах отопление – от автономных теплоисточников и печное. Топливо-уголь, дрова.
Газоснабжение
В настоящее время территория Петровского сельского поселения не обеспечена природным газом.
Газификация населенных пунктов осуществляется на базе использования сжиженного газа от резервуарных и шкафных газобаллонных установок.
Связь и информатизация
Обеспечение средствами связи Приозерского муниципального района осуществляется макрорегиональным филиалом «Северо-Запад» российской национальной телекоммуникационной компании «Ростелеком».
В Петровском сельском поселении имеются АТС (АТСК 50/200, SI-2000) с выходом на междугородные линии связи общей монтированной емкостью 200 и 192 номера соответственно.
Проводное радиовещание отсутствует.
Большая часть территории поселения покрыта средствами сотовой связи разных операторов.
На всей территории муниципального района имеется возможность приема центральных и местных программ теле и радиовещания.
2. Характеристика территории проектирования
Петровское сельское поселение в целом имеет высокий социально-экономический и природно-ресурсный потенциал для активного экономического развития и качественного улучшения среды проживания.
К числу положительных факторов, способствующих дальнейшему развитию поселения, относятся следующие:
- Петровское сельское поселение обладает выгодным экономико-географическое положением на основных существующих и перспективных транспортных коммуникациях.
- Проектируемая территория характеризуется густой гидрографической сетью, часть из которой входит в озерно-речную систему Вуокса. Поселение обладает значительными запасами пресной воды.
- Инженерно-строительные условия территории в целом достаточно благоприятны для градостроительного освоения. На территории сельского поселения имеются различные месторождения полезных ископаемых.
- Поселение обладает значительным природно-рекреационным потенциалом: водными, лесными, территориальными ресурсами. Учитывая выход территории поселения к озеру Суходольскому и реке Вуокса, особое значение имеют ресурсы для спортивного и водного видов отдыха и туризма.
- Для населения Петровского сельского поселения характерна стабильная численность населения: отрицательный естественный прирост компенсируется положительным миграционным сальдо. Возрастная структура населения носит регрессивный характер с выраженным численным преобладанием лиц пенсионных возрастов над молодежью.Ситуацию в сфере занятости в целом по сельскому поселению можно считать благополучной.
- По числу занятых и объему производства в экономике поселения лидирует сельское хозяйство, на территории функционирует крупный сельхозпроизводитель – ЗАО ПЗ «Петровский».
- Средняя жилищная обеспеченность на 1 жителя по Петровскому сельскому поселению составляет 18,9 кв. м, что примерно соответствует показателю в целом по Приозерскому муниципальному району. В структуре жилищного фонда преобладают индивидуальные жилые дома.
- Сфера услуг в поселении развита достаточно хорошо. В туристско-рекреационном комплексе Приозерского муниципального района значение Петровского сельского поселения велико: на побережье оз. Суходольское расположены детские оздоровительные лагеря, базы отдыха. Местное население в полной мере обеспечено рекреационными территориями.
- Высокий уровень обеспеченности населения услугами детских дошкольных учреждений, школами, учреждениями дополнительного образования детей, плоскостными сооружениями, учреждениями культуры и предприятиями общественного питания.
- Имеющаяся сеть автомобильных дорог обеспечивает транспортные связи рассматриваемой территории с г. Приозерск и г. Санкт-Петербург, а также с соседними поселениями. 100 % населения проживает в зонах благоприятной транспортной доступности административного центра поселения.
- Санитарное состояние атмосферного воздуха Петровского сельского поселения можно считать благополучным.
Современное развитие Петровского сельского поселения характеризуется также рядом проблемных факторов:
14. Высокий туристско-рекреационный потенциал территории, в особенности благоприятный для развития активного отдыха, водного спорта и туризма используется не полностью.
15. Необходимы мероприятия по упорядочению использования земельного фонда поселения, изменению границ населенных пунктов для целей их комплексного развития.
16. Население поселения не достаточно обеспечено предприятиями торговли, бытового обслуживания, спортивными сооружениями и учреждениями здравоохранения.
17. Система сбора и вывоза отходов потребления не отвечает санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.
18. Вытянутость поселения с востока на запад при отсутствии ярко выраженных широтных связей затрудняет транспортные корреспонденции между населенными пунктами.
19. Состояние большинства улиц и дорог, интенсивно используемых транспортом, является неудовлетворительным.
20. В настоящее время территория Петровского сельского поселения не обеспечена природным газом.
21. Система инженерного оборудования территории поселения нуждается в развитии и модернизации.
3. Проходы и подъезды к зданиям и сооружениям
В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подъезд пожарных автомобилей в населенных пунктах должен быть обеспечен:
1) с двух продольных сторон — к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей);
2) со всех сторон — к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.
К зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
1) с одной стороны — при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров;
2) с двух сторон — при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях:
1) меньшей этажности, чем указано в пункте 1 части 1 настоящей статьи;
2) двусторонней ориентации квартир или помещений;
3) устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий, сооружений и строений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям, сооружениям и строениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий, сооружений и строений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.
В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:
1) для зданий высотой не более 28 метров — не более 8 метров;
2) для зданий высотой более 28 метров — не более 16 метров
9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
Сквозные проезды (арки) в зданиях, сооружениях и строениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15×15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.
На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
4. Противопожарное водоснабжение
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
- наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
- водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Расход воды на наружное пожаротушение в поселениях из водопроводной сети установлен в таблицах 7 и 8 приложения к Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Расход воды на наружное пожаротушение зданий, высота или объем которых больше высоты или объема, указанных в таблице 8 приложения, а также общественных зданий объемом свыше 25 000 кубических метров с массовым пребыванием людей должен быть увеличен не менее чем на 25 процентов.
Расход воды на наружное пожаротушение одно- и двухэтажных производственных объектов и одноэтажных складских зданий высотой не более 18 метров с несущими стальными конструкциями и ограждающими конструкциями из стальных профилированных или асбестоцементных листов со сгораемыми или с полимерными утеплителями следует принимать на 10 литров в секунду больше нормативов, указанных в таблицах 9 и 10 приложения к Расход воды на наружное пожаротушение отдельно стоящих вспомогательных зданий производственных объектов следует принимать в соответствии с таблицей 8 приложения к 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» как для общественных зданий, а встроенных в производственные здания — по общему объему здания в соответствии с таблицей 9 приложения к Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Расход воды на наружное пожаротушение складов лесных материалов вместимостью до 10 000 кубических метров следует принимать в соответствии с таблицей 9 приложения, относя их к зданиям V степени огнестойкости категории В пожарной и взрывопожарной опасности.
Расход воды на наружное пожаротушение зданий радиотелевизионных передающих станций, независимо от объема зданий и количества проживающих в поселениях людей следует принимать не менее 15 литров в секунду, если в соответствии с таблицами 9 и 10 приложения к «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности» не требуется больший расход воды. Указанные требования не распространяются на радиотелевизионные ретрансляторы, устанавливаемые на существующих и проектируемых объектах связи.
Расход воды на наружное пожаротушение зданий, объем которых больше объема, указанного в таблицах 9 и 10, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В водопроводе высокого давления стационарные пожарные насосы должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими пуск насосов не позднее чем через 5 минут после подачи сигнала о возникновении пожара.
Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода низкого давления (на уровне поверхности земли) при пожаротушении должен быть не менее 10 метров.
Минимальный свободный напор в сети противопожарного водопровода высокого давления должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 20 метров при полном расходе воды на пожаротушение и расположении пожарного ствола на уровне наивысшей точки самого высокого здания.
Установку пожарных гидрантов следует предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метра от края проезжей части, но не менее 5 метров от стен зданий, пожарные гидранты допускается располагать на проезжей части. При этом установка пожарных гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду — 1 гидрант.
Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300, и не менее 60 кубических метров, при числе участков более 300. Каждый противопожарный водоем должен иметь площадку для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей).
Расчет потребности в воде для противопожарных нужд рассчитывается в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02.-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» для каждого населенного пункта или поселения
Для целей пожаротушения в настоящее время на территории сельского поселения искусственные и естественные водоемы и водотоки, а также пожарные гидранты:
- В п. Петровское забор воды для целей пожаротушения осуществляется из пожарных гидрантов, которые расположены:
— по ул. Шоссейная:
а) у дома 27;
б) у дома 33;
в) на котельной
г) у школы
д) у дома культуры
— по ул. Усадебная у дома № 14.
— гидрант на скважине в п. Петровское на ул. Лесная, дом № 2.
- В д. Варшко организован пожарный подъезд для забора воды из р. Вуокса на ул. Озерная, а также пожарный водоем на АЗС «Лукойл».
- В д. Овраги забор воды осуществляется из пожарного водоема, расположенного в ДОЛ (детский оздоровительный лагерь) «Электросила».
- В д. Ольховка водозабор осуществляется из скважины и пожарного водоема, расположенных на улице Центральная, дом № 17 и гидранта на улице Озерная.
- В д. Ягодное водозабор для противопожарных нужд осуществляется из оз. Берестовое, организован подъезд для пожарной техники.
- В п. при ж/д ст. Петяярви собственных источников противопожарного водоснабжения нет, забор воды из гидрантов, расположенных в п. Петровское (на улице Усадебная, дом № 14 (300 м) и у школы на улице Шоссейная дом № 23 (1 км).
Для целей пожаротушения проектом предлагается разместить на территории поселения один пожарный водоем в д. Варшко.
В соответствии с № 123 ФЗ-«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» расход воды из водопроводной сети на наружное пожаротушение на территории Петровского сельского поселения принимается из расчета численности населения — 10 литров в секунду при количестве одновременных пожаров не более 1.
Строительство пожарного депо в п. Петровское будет способствовать обеспечению защиты от пожаров всех населенных пунктов рассматриваемой территории (см. Приложение 2 «Схема доступности пожарного депо»).
5. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями
Противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями определяются как расстояния между наружными стенами или другими конструкциями зданий, сооружений и строений.
Противопожарные расстояния между стенами зданий, сооружений и строений без оконных проемов допускается уменьшать на 20 процентов при условии устройства кровли из негорючих материалов, за исключением зданий IV и V степеней огнестойкости и зданий классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.
Допускается уменьшать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 на 50 процентов при оборудовании более 40 процентов помещений каждого из зданий, сооружений и строений автоматическими установками пожаротушения.
Для двухэтажных зданий, сооружений и строений каркасной и щитовой конструкции V степени огнестойкости, а также зданий, сооружений и строений с кровлей из горючих материалов противопожарные расстояния следует увеличивать на 20 процентов.
Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости допускается уменьшать до 3,5 метра при условии, что стена более высокого здания, сооружения и строения, расположенная напротив другого здания, сооружения и строения, является противопожарной 1-го типа.
Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности». Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.
Минимальные противопожарные расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) I и II степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять не менее 9 метров (до зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5 и классов конструктивной пожарной опасности С2, С3 — 15 метров), III степени огнестойкости — 12 метров, IV и V степеней огнестойкости – 15 метров. Расстояния от жилых, общественных и административных зданий (классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) IV и V степеней огнестойкости до производственных и складских зданий, сооружений и строений (класса функциональной пожарной опасности Ф5) должны составлять 18 метров. Для указанных зданий III степени огнестойкости расстояния между ними должны составлять не менее 12 метров.
Размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11 приложения к «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности». Противопожарные расстояния между глухими торцевыми стенами, имеющими предел огнестойкости не менее REI 150, зданий, сооружений и строений I — III степеней огнестойкости, за исключением зданий детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа (классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1), и многоярусными гаражами-стоянками с пассивным передвижением автомобилей не нормируются.
Площадки для хранения тары должны иметь ограждения и располагаться на расстоянии не менее 15 метров от зданий, сооружений и строений.
Противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов — не менее 15 метров
6. Требования противопожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в границах сельского поселения
Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях — 20 минут.
Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются в соответствии с СП 11131.30.2009 «Места дислокации подразделения пожарной охраны. Порядок и методика определения».
Пожарные депо должны размещаться на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. Площадь земельных участков зависит от типа пожарного депо и определяется в соответствии с приложением 2 НПБ 101-95.
Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 метров, а до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа — не менее 30 метров.
Пожарное депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 метров, для пожарных депо II, IV и V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 метров.
Состав зданий, сооружений и строений, размещаемых на территории пожарного депо, площади зданий, сооружений и строений определяются техническим заданием на проектирование.
Территория пожарного депо должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 метра.
Дороги и площадки на территории пожарного депо должны иметь твердое покрытие.
Проезжая часть улицы и тротуар напротив выездной площадки пожарного депо должны быть оборудованы светофором и (или) световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора могут также осуществляться дистанционно из пункта связи пожарной охраны.
В настоящее время на территории сельского поселения отсутствует пожарное депо, территория муниципального образования обслуживается первым подразделением пожарной охраны ПЧ № 143, расположенной в п. Сосново (см. Приложение 1 «Схема доступности пожарного депо, расположенного в п. Сосново»). Большая часть населенных пунктов находится в пределах нормативной 20 минутной доступности от пожарного депо. Не попадают в нормативные параметры СНТ «Варшко-Суходольское» и СНТ «Лесное», а также д. Ягодное, д. Варшко, д. Овраги, д. Ольховка время приезда первого подразделения пожарной охраны до этих СНТ составляет 22 минуты.
В соответствии с № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» проектом предлагается строительство на расчетный срок пожарного депо на территории Петровского сельского поселения (см. Приложение 3). Для строительства пожарного депо в соответствии с требованиями НПБ 101-95 V типа на 2 пожарные машины потребуется выделение участка площадью 0,55 га. проектом предлагается строительство пожарного депо в центральной части сельского поселения – в п. Петровское.
7. Общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий
Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий, сооружений и строений должны обеспечивать в случае пожара:
- эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;
- возможность проведения мероприятий по спасению людей;
- возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий, сооружений и строений;
- возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара;
- нераспространение пожара на соседние здания, сооружения и строения.
В зданиях, сооружениях и строениях помещения категорий А и Б, по взрывопожарной и пожарной опасности, должны размещаться у наружных стен, а в многоэтажных зданиях, сооружениях и строениях — на верхних этажах, за исключением случаев, указанных в технических регламентах для данных объектов.
При изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
8. Требования пожарной безопасности в лесах
Требования пожарной безопасности в лесах определены «Правилами пожарной безопасности в лесах», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 417 от 30 июня 2007 года.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.
Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:
а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки)
располагаются на расстоянии не менее:
100 метров от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;
50 метров от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;
б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25-30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами, шириной не менее 1,4 метра каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами, шириной не менее 2,6 метра каждая, с расстоянием между ними 5 метров.
В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц.
Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения.
Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:
а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и
окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;
б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил, не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;
в) соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;
г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине;
д) немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил;
е) направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При проведении в лесах переработки древесины и других лесных ресурсов (углежжение, смолокурение, дегтекурение и др.) требуется:
а) размещать объекты переработки древесины и других лесных ресурсов на расстоянии не менее 50 метров от лесных насаждений;
б) обеспечивать в период пожароопасного сезона в нерабочее время охрану объектов переработки древесины и других лесных ресурсов;
в) содержать территории в радиусе 50 метров от объектов переработки древесины и других лесных ресурсов очищенными от мусора и других горючих материалов; проложить по границам указанных территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах — две минерализованные полосы такой же ширины на расстоянии 5 — 10 метров одна от другой.
При заготовке живицы требуется:
а) размещать промежуточные склады для хранения живицы на очищенных от древесного мусора и других горючих материалов площадках. Вокруг площадок проложить минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра;
б) размещать основные склады для хранения живицы на открытых, очищенных от древесного мусора и других горючих материалов территориях на расстоянии не менее 50 метров от лесных насаждений; проложить по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в период пожароопасного сезона в очищенном состоянии.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.
Полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, перевозчики, а также юридические лица, использующие земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, обязаны:
а) не допускать эксплуатации тепловозов, не оборудованных искрогасительными и (или) искроулавливающими устройствами, на участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы;
б) организовывать в период пожароопасного сезона при высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесу патрулирование на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей общего и необщего пользования в целях своевременного обнаружения и ликвидации очагов огня;
в) в случае возникновения пожаров в полосе отвода железной дороги или вблизи нее немедленно организовать их тушение и сообщить об этом органам государственной власти или органам местного самоуправления, указанным в пункте 4 настоящих Правил.
На участках железнодорожных путей общего и необщего пользования, проходящих через лесные массивы, не разрешается в период пожароопасного сезона выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, горящие окурки и спички из окон и дверей железнодорожного подвижного состава.
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются минерализованные полосы шириной 2 — 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Граждане при пребывании в лесах обязаны:
- при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления,
- принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;
- оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления при тушении лесных пожаров.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Анализ возможных факторов риска возникновения пожаров на территории Петровского сельского поселения
Пожар — неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве.
К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:
- пламя и искры;
- тепловой поток;
- повышенная температура окружающей среды;
- повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;
- пониженная концентрация кислорода;
- снижение видимости в дыму.
К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:
- осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
- радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
- вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
- опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;
- воздействие огнетушащих веществ.
Опасные природные процессы и явления, способствующие возникновению пожаров на территории Петровского сельского поселения
Сильный ветер со скоростью более 20 м/с, гроза; ливень с интенсивностью 30 мм/час и более; град, с диаметром частиц более 20 мм; гололед; морозы; природные пожары могут являться факторами, способствующими возникновению и развитию пожара на территории населенных пунктов Петровского сельского поселения.
В сильные морозы (при низких температурах), при недостаточном теплоснабжении, повышается нагрузка на электрические сети и электротехническое оборудование, что может привести к выходу их из строя, а также к возникновению пожаров в зданиях.
При плохих метеоусловиях возникает риск дорожно-транспортных происшествий, аварий и катастроф, в том числе с участием опасных веществ.
При сильном ветре возможны разрушения средней степени воздушных и наземных линий электропередач и связи, слабая степень разрушения может быть у зданий с легким металлическим каркасом и трансформаторных подстанций закрытого типа, возможны завалы из деревьев, затрудняющих подъезд пожарных автомобилей к объектам защиты.
Опасность природных пожаров для населения проявляется в угрозе непосредственного воздействия на людей, их имущество, в уничтожении примыкающих к лесным массивам жилой застройки и предприятий, а также в задымлении значительных территорий, что приводит к нарушениям движения автомобильного и железнодорожного транспорта, ухудшению состояния здоровья людей.
В основном причиной лесных пожаров является неосторожное обращение с огнем населения в местах работы, отдыха, сбора ягод и грибов. Количество пожаров, возникающих по причине человеческого фактора, возрастает год от года. Доля пожаров от молний составляет не более 2% от общего количества. В весенний период основными причинами возникновения пожаров являются травяные палы, а также очистка лесосек огневым способом – сжиганием порубочных остатков.
На территории Петровского сельского поселения в зону действия лесных пожаров попадают д. Варшко, д. Овраги, д. Ольховка. В общей сложности в зону поражения лесного пожара может попасть порядка 270 человек.
Мероприятия по защите населения и производства от воздействия чрезвычайных природных ситуаций сводятся к своевременному оповещению населения и руководителей предприятий о надвигающихся природных явлениях и проведении заблаговременных и оперативных мер по снижению ущерба от опасных природных явлений.
Выбор оптимальных вариантов защиты проводится на основе прогноза ожидаемых событий, и первоочередные мероприятия должны быть направлены на предотвращение тех последствий, которые могут привести к возникновению вторичных поражающих факторов (на химических предприятиях, хранилищах нефти, нефтепродуктов, газов и др.), превышающих по тяжести последствий воздействие самого стихийного бедствия, а именно, на усиление устойчивости линий связи, сетей электроснабжения, междугородного транспорта и т.д..
Пожары на производственных и коммунально-энергетических объектах
В производственной и коммунально-энергетической сфере может возникнуть пожар, вследствие аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах, а именно:
- на объектах энергетики (использование в технологии газогенераторов и котлов, горение природного газа под высоким давлением; применение ЛВЖ (легко воспламеняемых жидкостей) и ГЖ (горючих жидкостей) как топливо в котельных и др.);
- при перевозке и использовании, хранении горючих веществ на автомобильном, транспорте, на трубопроводном транспорте, при аварийной разгерметизации газопровода.
На территории Петровского сельского поселения к пожароопасным объектам относятся:
— АЗС ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт»;
— ЗАО ПЗ «Петровский» (гараж).
АЗС расположено в д. Варшко, на 85 км по Приозерскому шоссе. Возможные причины возникновения аварий на АЗС:
- из-за нарушения работниками АЗС правил пожарной безопасности, электробезопасности;
- по причине несоблюдения клиентами правил пребывания на АЗС;
- при нарушении правил ведения ремонтных работ технологического оборудования, электроустановок, электрических мест, другого оборудования и устройств;
- от автомобилей, имеющих неисправные системы или ставшие причиной аварий или пожара;
- от проливов горючего при заправке автомобилей;
- в результате пролива горючего при его приеме из АЦ в емкости АЗС;
- в результате аварий технологического оборудования, электроустановок, электрических линий, электрического оборудования;
- из-за пожаров или аварий на близлежащих к АЗС территориях;
- при воздействии на сооружения и технологическое оборудование АЗС неблагоприятных природных факторов (подтопления, сильный мороз, ураганы, снежные заносы).
Существует несколько опасностей при пожаре:
- повышение температуры в зоне горения (данный фактор может вызвать потерю несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений, привести к тепловым ожогам поверхности кожи и внутренних органов людей);
- перемещение воздуха и продуктов горения, направление движения которых обычно определяет и вероятные пути распространения пожара (мощные восходящие тепловые потоки могут переносить искры и горящие угли на значительное расстояние, создавая новые очаги пожара);
- токсичные продукты горения (большая часть жертв при пожарах гибнет не от непосредственного воздействия пламени и высоких температур, а от удушья и отравления токсичными газами).
Аварии на АЗС приводят к проливу горючего и возможному пожару. Пожары на АЗС в основном возникают в резервуарах, автоцистернах и ТРК.
Аварии на транспорте
Транспорт является источником повышенной опасности не только для пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним в большом количестве перевозят легковоспламеняющиеся, химические, взрывчатые и др. вещества, представляющие угрозу жизни и здоровью людей.
Аварии на автомобильном транспорте происходят по различным причинам, зависящим как от человеческого фактора (нарушение правил дорожного движения), так и от технического состояния дорожных путей (неровности покрытий с дефектами, отсутствие горизонтальной разметки и ограждений на опасных участках, недостаточное освещение дорог и остановок общественного транспорта, качество покрытий – низкое сцепление, особенно зимой, и другие факторы).
При расчете зон действия основных поражающих факторов при авариях с ГСМ и СУГ на транспортных коммуникациях (разгерметизация цистерн) принимаются следующие условия:
тип ГСМ (бензин), СУГ (3 класс);
емкость автомобильной цистерны с — СУГ — 14,5 куб. м.;
— ГСМ — 20 куб. м.;
емкость железнодорожной цистерны с — СУГ — 73 куб. м;
— ГСМ — 73 куб. м.;
уровень заполнения при перевозке — ГСМ 95 %;
— СУГ 85 %;
толщина слоя разлития — 0,05 м;
территория — слабо загроможденная;
температура воздуха и почвы — плюс 20оС;
скорость приземного ветра — 1 м/с;
возможный дрейф облака ТВС — 15-100 м;
класс пожара — В1, С.
Таблица
Характеристики зон поражения при авариях с ГСМ и СУГ
Параметры | а/д цистерна | ж/д цистерна | ||
ГСМ | СУГ | ГСМ | СУГ | |
Объем резервуара, куб. м | 20 | 14,5 | 73 | 73 |
Масса топлива в разлитии, т | 14,63 | 8,63 | 53,4 | 43,4 |
Эквивалентный радиус разлития, м | 11 | 8,9 | 33,2 | 19,9 |
Площадь разлития, кв. м | 380 | 246,5 | 3468 | 1241 |
Масса топлива участвующая в образовании ГВС | 0,02 | 0,7 | 0,02 | 0,7 |
Масса топлива в ГВС, т | 0,293 | 6,039 | 1,068 | 30,405 |
Зоны воздействия ударной волны на промышленные объекты и людей | ||||
Зона полных разрушений, м | 10,6 | 29,3 | 16,4 | 50,5 |
Зона сильных разрушений, м | 26,4 | 73,3 | 40,9 | 126,3 |
Зона средних разрушений, м | 59,5 | 164,9 | 92,0 | 284,2 |
Зона слабых разрушений, м | 152,1 | 421,4 | 235,2 | 726,2 |
Зона расстекления (50%), м | 251,2 | 696,2 | 388,5 | 1199,7 |
Порог поражения 99% людей, м | 18,5 | 51,3 | 28,6 | 88,4 |
Порог поражения людей (контузия), м | 29,1 | 80,6 | 45,0 | 138,9 |
Параметры огневого шара | ||||
Радиус огневого шара, м | 17,2 | 45,9 | 26,1 | 77,6 |
Время существования огневого шара, с | 3,3 | 7,2 | 4,6 | 10,9 |
Скорость распространения пламени, м/с | 35 | 58 | 43 | 76 |
Величина воздействия теплового потока на здания и сооружения на кромке огневого шара, кВт/кв. м | 130 | 220 | 130 | 220 |
Индекс теплового излучения на кромке огневого шара | 2146 | 9507 | 3004 | 14472 |
Доля людей, поражаемых на кромке огневого шара, % | 0 | 0 | 0 | 0 |
Параметры горения разлития | ||||
Ориентировочное время выгорания, мин : сек | 16:44 | 30:21 | 16:44 | 30:21 |
Величина воздействия теплового потока на здания, сооружения и людей на кромке разлития, кВт/кв. м | 104 | 176 | 104 | 176 |
Индекс теплового излучения на кромке горящего разлития | 29345 | 59179 | 29345 | 59179 |
Доля людей, поражаемых на кромке горения разлития, % | 79 | 100 | 79 | 100 |
При взрывных явлениях при авариях с СУГ и ГСМ на железной и автомобильной дороге объекты народного хозяйства, технологическое оборудование, жилые дома могут попасть в соответствующие зоны разрушений.
Пожары на территории жилой застройки
Согласно статистическим данным более 70% процентов от общего количества пожаров приходится на жилой сектор. В условиях, когда часть жилищного фонда населенных пунктов в Петровском сельском поселении составляют индивидуальные дома с деревянными перекрытиями, вероятность возгорания повышается, а пожары могут характеризоваться повышенной сложностью и распространяться с большой скоростью.
Особенно опасны и могут привести к тяжелым последствиям пожары в местах массового скопления людей (объекты социального и культурно-бытового обслуживания, рынки и др.).
Наиболее вероятным источником пожарной опасности в жилой застройке является ветхий и аварийный жилой фонд.
Согласно статистическим данным на первом месте стоят пожары, возникающие от неисправности электротехнического оборудования и неосторожного обращения с огнем.
В случае возникновения пожара необходимо организовать срочную эвакуацию людей с объекта, сообщить о пожаре в противопожарную службу, приступить к тушению пожара имеющимися средствами.