ОТЧЕТ
о проведение контрольно-счетным органом МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области экспертно-аналитического мероприятия: «Мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд городскими и сельскими поселениями МО Приозерский муниципальный район за полугодие 2018 года»
г. Приозерск 10 сентября 2018 г.
Контрольно-счетным органом МО Приозерский муниципальный район был проведен мониторинг эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд городскими и сельскими поселениями МО Приозерский муниципальный район за первое полугодие 2018 года на основании плана работы контрольно-счетного органа.
Для проведения мониторинга была использована информация, размещенная на официальном сайте Единой информационной системы(www.zakupki.gov.ru)и документы, предоставленные поселениями муниципального образования Приозерский муниципальный район.
Расходы на государственные и муниципальные закупки проводились с учетом одного из главных принципов бюджетной системы РФ — эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Данный принцип нашел отражение в статье 1 Федерального закона от 05.04.2013г. №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее Федеральный закон №44-ФЗ), который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
По данным информации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы(www.zakupki.gov.ru) за полугодие 2018 года поселениями Приозерского района были осуществлены закупочные процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения контрактов путем проведения электронных аукционов; запросов котировок, запросов предложений, открытого конкурса, а также закупки у единственного поставщика, руководствуясь статьей 93 Закона №44-ФЗ (п.1,6,8,9,16,22,29части 1 статьи 93) на общую сумму 325 019,2 тыс. руб.
Структура применяемых способов закупок, осуществляемых поселениями за полугодие 2018 году, представлена в таблице №1:
Таблица №1
Способы закупок |
Суммарная начальная (максимальная) цена контрактов тыс. руб. | Доля в общем объеме закупок % | |
1 | 2 | 3 | |
Конкурентные закупки | |||
Электронный аукцион | 169512,0 | 52,2% | |
Запрос котировок | 3 246,9 | 1,0% | |
Запрос предложений | 0,0 | 0,0% | |
Открытый конкурс | 22 505,4 | 6,9% | |
ИТОГО | 195 264,3 | 60,1% | |
Закупки у единственного поставщика (часть 1 статьи 93) | |||
Закупки у единственного поставщика (пункты 1,6,8,9,16,22,29 ст.93)
|
18 452,8
|
5,7%
|
|
Закупки у единственного поставщика(признание несостоявшимися электронных аукционов, запроса котировок)
(пункт 25 ст.93) |
111 302,1 | 34,2% | |
ИТОГО | 129 754,9 | 39,9% | |
Всего | 325 019,2 | 100,0% |
По данным таблицы видно, что преобладающим конкурентным способом закупок по итогам полугодия 2018 года в разрезе способов размещения заказа является – Электронный аукцион (52,2%).
Удельный вес других конкурентных способов закупок варьирует в пределах от 0,0% (Запрос предложений) до 6,9% (Открытый конкурс)
На закупки, осуществленные неконкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с единственным поставщиком приходится 5,7% от общего объема закупок .
Доля закупок, осуществленных в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ вследствие признания несостоявшимися электронных аукционов, запроса котировок составляет 34,2% в общем объеме закупок.
Долевое соотношение закупок за первое полугодие 2018 года представлено на рисунке№1.
Следует отметить, что основной причиной, по которой не состоялись конкурентные процедуры, является подача только единственной заявки.Контракты в таком случае заключены с единственным поставщиком на условиях, установленных в документации о закупке, которая признана несостоявшейся, и извещении о ее проведении по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.
За первое полугодие 2018 года городскими и сельскими поселениями МО Приозерский муниципальный район заключено 128 контрактов на общую сумму 293 460,1 тыс. руб.
По результатам определения поставщика путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) за полугодие 2018 года было заключено 26контрактов на общую сумму 164 489,5 тыс. руб.
По неконкурентным способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с единственным поставщиком на основании пунктов 1,6,8,9,16,22,29части 1 статьи 93Закона №44-ФЗ заключено49 контрактов на сумму 18 452,8 тыс. руб.
По несостоявшимся конкурентным закупкам заключено 53 контракта с единственным поставщиком на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ на сумму 110 517,8 тыс. руб.
Из сведений, представленных на диаграмме 1, отражающей суммарную цену заключенных в первом полугодии 2018 году контрактов в разбивке по способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), следует, что основную долю составляют контракты, заключенные по результатам проведения электронных аукционов – 50,2%.
Электронный аукцион традиционно остается самым распространенным способом определения поставщика, способствуя открытости и прозрачности осуществления закупок.
Также значительный удельный вес имеют контракты, заключенныес единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ – 44,0%.
Диаграмма №1
В первом полугодии 2018 года расторгнуто 5 контрактов по соглашению сторон. Общий объем контрактов, расторгнутых по данному основанию, составил 75907,7 тыс. руб.
Сведения о неустойках, начисленных за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийных обязательств) отсутствуют.
Далее была осуществлена проверка и анализ эффективности расходов на закупки в процессе планирования закупок товаров (работ, услуг), определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключения контрактов.
Результаты проведенного анализа в разрезе городских и сельских поселений МО Приозерский муниципальный район отражены в сводной таблице №2. (Смотри Приложение 1 к отчету).
При оценке эффективности расходов на закупки рекомендуется применять следующие показатели:
— экономия бюджетных средств,в процессе осуществления закупок (определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) — это снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных контрактов;
— абсолютный объем экономии (в рублях) за соответствующий период (показатель рассчитывается как разница между общей суммой начальных (максимальных) цен контрактов и стоимостью заключенных контрактов;
— относительный объем экономии (в процентах) за соответствующий период (показатель рассчитывается как отношение абсолютной экономии к общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов.
Экономия бюджетных средств,в процессе осуществления закупок (определения поставщиков) за полугодие 2018 года определена в размере 31 559,1 тыс. руб. или 9,7% снижения начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных контрактов.
При оценке эффективности расходов на закупки, произведенные поселениями за полугодие 2018 года, был определен абсолютный объем экономии. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
(НМЦК – ЦК = АОЭ), где:
НМЦК – сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов
ЦК – сумма заключенных контрактов,
АОЭ — абсолютный объем экономии.
Абсолютный объем экономии при проведении закупок путем проведения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составил31 559,1 тыс. руб. согласно нижеприведенному расчету:
(275 990,4 тыс. руб. + 8 070,6 тыс. руб. + 22 505,4 тыс. руб.) – (253 170,4 тыс. руб. + 6 870,8 тыс. руб. + 14 966,1 тыс. руб. )= 306 566,4 – 275 007,3=31 559,1 тыс. руб.
В разрезе городских и сельских поселений лучший показатель экономии бюджетных средств по данным таблицы №2 зафиксирован в МО Запорожское сельское поселение – 12 180,1 тыс. руб.
Самый низкий показатель абсолютной экономии бюджетных средств наблюдается в МО Севастьяновское сельское поселение – 0,1 тыс. руб.
При осуществлении закупочных процедур определения поставщика с целью заключения контрактов путем проведения конкурентных способов показатель абсолютной экономии бюджетных средств в МО Красноозерное сельское поселение равен нулю.
Рекомендация: Администрации поселения обратить внимание на надлежащее исполнение обязанности заказчика по исполнению требований части 1 статьи 1 Федерального закона №44-ФЗ.
В разрезе способов размещения заказов наибольший объем экономии бюджетных средств (22 820,0 тыс. руб.) приходится на такой конкурентный способ проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как Электронный аукцион.
При осуществлении закупочных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения контрактов путем проведения Запроса котировок показатель абсолютной экономии бюджетных средств самый низкий – 1 199,8 тыс. руб.
Так же, был определен относительный объем экономии. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
(АОЭ / НМЦК) х 100 % = ООЭ, где:
АОЭ — абсолютный объем экономии,
НМЦК – сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов ,
ООЭ – относительный объем экономии.
Показатель относительного объема экономии при проведении закупок путем проведения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 10,3%согласно нижеприведенному расчету:
31 559,1 тыс. руб. / (275 990,4 тыс. руб. + 8 070,6 тыс. руб. + 22 505,4 тыс. руб.) = 31 559,1/306 566,4 = 10,3%
В разрезе городских и сельских поселений показатель относительной экономии бюджетных средств по данным таблицы №2 сложился в диапазоне от 0,05% в МО Севастьяновское сельское поселение (самый низкий показатель) до 14,8% в МО Запорожское сельское поселение (самый высокий показатель).
В рамках анализа и оценки эффективности расходов на закупки целесообразно оценивать соблюдение заказчиком принципа обеспечения конкуренции, непосредственно влияющего на эффективность осуществления закупок.
При анализе конкуренции при осуществлении закупок за отчетный период рекомендуется применять следующие показатели:
— среднее количество поданных заявок на одну закупку — это отношение общего количества заявок, поданных участниками, к общему количеству процедур закупок;
— среднее количество допущенных заявок на одну закупку — это отношение общего количества заявок участников, допущенных комиссией заказчика к процедурам закупок, к общему количеству процедур закупок;
— доля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — это отношение закупок, осуществленных в соответствии со статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ, к общему объему закупок (в стоимостном выражении).
Информация о поданных заявках на участие в процедурах закупок, а так же о допущенных заявках отражена в таблице № 3.
Таблица №3
№ п/п | Способ определения поставщика | Кол-во заявок поданных на участие | Кол-во заявок допущенных к участию | Общее кол-во процедур закупок | Итог рассмотрения поданных заявок на участие |
1 | Электронный аукцион | 51 | 42 | 13 | Заключены контракты с победителями |
2 | Электронный аукцион | 53 | 53 | 53 | Заключены контракты с единственным поставщиком |
3 | Запрос котировок | 34 | 33 | 12 | Заключены контракты с победителями |
4 | Открытый конкурс | 3 | 3 | 1 | Заключены контракты с победителями |
ИТОГО: | 141 | 131 | 79 |
При анализе конкуренции при осуществлении закупок за отчетный период были определены основные показатели анализа конкуренции:
- Среднее количество поданных заявок на одну закупку, рассчитываемый по следующей формуле:
(КЗ / КП = СКЗ), где:
КЗ – общее количество заявок, поданных участниками (учитываются все процедуры),
КП – общее количество процедур закупок,
СКЗ – среднее количество поданных заявок на одну закупку.
Показатель среднего количества поданных заявок на одну закупку составляет 1,78 согласно нижеприведенному расчету:
141 / 79 = 1,78.
- Среднее количество допущенных заявок на одну закупку, рассчитывается по следующей формуле:
(КДЗ / КП = СКДЗ), где:
КДЗ – общее количество заявок участников, допущенных комиссией заказчика к процедурам закупок,
КП – общее количество процедур закупок,
СКДЗ – среднее количество допущенных заявок на одну закупку.
Показатель среднего количества допущенных заявок на одну закупку составляет 1,66 согласно нижеприведенному расчету:
131 / 79 = 1,66.
- В ходе оценки эффективности расходов на закупки так же был определен один из основных показателей анализа конкуренции, которым являются:
Доля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), который рассчитывается по следующей формуле:
(ЕП / ООЗ = ДЕП), где:
ЕП – закупки, осуществленные в соответствии со статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ,
ООЗ – общий объем закупок (в стоимостном выражении),
ДЕП – доля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Показатель доли закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) составляет 43,9% согласно нижеприведенному расчету:
(18 452,8 тыс. руб. + 110 517,8 тыс. руб.)/ (253 170,4 тыс. руб. + 6 870,8 тыс. руб. + 14 966,1 тыс. руб. + 18 452,8 тыс.) = 128 970,6 / 293 460,1 = 43,9%.
Чем выше значение данного показателя, тем ниже уровень конкуренции.
Оценивая показатели объема экономии и конкуренции в целом по всем поселениям, можно сделать вывод, что заказчиками соблюден принцип обеспечения конкуренции, непосредственно влияющего на эффективность осуществления закупок.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности расходов на закупки.
Экономия бюджетныхсредств, в процессе осуществления закупок (определяемая как разность между суммарным значением начальных (максимальных) цен контрактов и общей стоимостью контрактов) по итогам первого полугодия 2018года составила в целом по всем поселениям 31 559,1 тыс. руб.
Но, в то же время необходимо обратить внимание, что по итогам первого полугодия 2018 года поселениями произведен большой объем закупок, так называемого «малого объема» – закупки у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93Федерального закона №44-ФЗ. «Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» (Закупки, не превышающие 100 тыс. руб.).
Было заключено 629 контрактов на общую сумму 28 516,9 тыс. руб.
КСО обращает Ваше внимание:
При осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не соблюдаются принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, что создает предпосылки для неэффективного использования бюджетных средств.
Низкий уровень конкуренции можно отнести к коррупционным рискам, имеющим причины экономической направленности.
Таким образом, для обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок заказчикам рекомендуется использовать преимущественно конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
.
Вывод:
Экономия бюджетных средств, в процессе осуществления закупок по итогам первого полугодия 2018года составила в целом по всем поселениям 31 559,1 тыс. руб.или 9,7% снижения начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных контрактов.
По итогам экспертно-аналитического мероприятия контрольным органом отмечено, что Электронный аукцион традиционно остается самым распространенным способом определения поставщика, способствуя открытости и прозрачности осуществления закупок. (Доля в общем объеме закупок – 52,2%).
Председатель контрольно-счетного органа МО
Приозерский муниципальный район
Ленинградской области В.Н.Карпенко