Какие услуги Пенсионного фонда можно получить через интернет, не отрываясь от мобильного телефона, и ради каких еще нужно приходить в Управление лично, что можно узнать о своей трудовой деятельности онлайн и как проконтролировать страховые взносы работодателя — об этом в интервью «Приозерским ведомостям» рассказала начальник Управления Лариса Иванина.
— Лариса Владимировна, какова цель перехода Пенсионного фонда к предоставлению гражданам госуслуг в электроном виде?
— В первую очередь, перевод услуг в электронный вид – это запрос времени и общества. Уровень проникновения интернета в нашу жизнь растет с каждым днем. Сегодня, не выходя из дома, можно оплачивать услуги ЖКХ, делать покупки в интернет-магазинах, писать письма и т.д. А если у вас есть смартфон, вы даже не привязаны к компьютеру и можете получить услугу где угодно.
Пенсионный фонд стремится идти в ногу со временем и максимально упростить людям получение услуг. Могли бы вы еще несколько лет назад представить, что сегодня можно обратиться за пенсией, скажем, находясь на работе? А это уже реальность. В идеале мы хотим сделать так, чтобы необходимость приходить в наши клиентские службы была как можно меньше.
— Уменьшились ли очереди в Управлении?
— В качестве примера приведу единовременную выплату из средств материнского капитала в размере 25 тыс. руб. В 2015 году, когда мы начали принимать на нее заявления, в Управление и МФЦ лично обратилось 1138 человек. Был очень большой поток мам, и поэтому было не просто.
В 2016 году сделано так, чтобы мамы могли подавать заявление в электронном виде, через интернет. В 2016 году за единовременной выплатой из средств материнского (семейного) капитала обратилось 1151 гражданин, многие граждане воспользовались сервисами ПФР о направлении заявления в электронном виде, другие – через МФЦ. В результате приходить в Пенсионный фонд и представлять дополнительные документы вообще не нужно.
Сегодня мы получаем по 260 заявлений в день. Конечно, поток в клиентские службы снизился. Однако, есть ряд услуг, в том числе по материнскому капиталу, для получения которых нанести визит в Пенсионный фонд все же надо. То есть можно подать заявление в электронном виде, что ускорит процесс, но в Пенсионном фонде вас все равно ждут. В первую очередь для представления документов «личного хранения», т. к. они есть только у самого гражданина. Пенсионный фонд не может запросить их в других ведомствах. Если, к примеру, вы направляете средства материнского капитала на погашение жилищного кредита, кредитный договор с банком вы представляете в Пенсионный фонд лично.
— Каковы сроки рассмотрения обращений, которые направляются через интернет?
— Такие же, что и при личном визите; предельные сроки определены законом. Большинство услуг, которые оказывает Пенсионный фонд, относится к категории «сложных» услуг, когда мы обязаны проверять сведения или приходится запрашивать информацию у других ведомств. Например, направляем запросы – не лишена ли мама родительских прав, или ожидаем ответ из архивов.
Другое дело – это так называемые сервисы информирования. Они оказываются в режиме реального времени. Если вы решили узнать о продолжительности своего стажа и количестве пенсионных баллов, об остатке средств материнского капитала на счете, о размере назначенной пенсии и т. д. – всю эту информацию можно получить сразу же на экране вашего компьютера или телефона.
— Какие услуги можно сейчас получить через сайт ПФР? И нужно ли для этого где-то регистрироваться?
— Все наши электронные услуги объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. Он структурирован не только по типу услуг (пенсии, социальные выплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации.
Регистрация необходима, если услуги связаны с предоставлением персональных данных. Эти услуги доступны через наш главный электронный сервис – Личный кабинет гражданина. Чтобы войти в него, достаточно быть зарегистрированным на Едином портале государственных услуг. Это общее правило для большинства порталов, которые оказывают госуслуги в электронном виде. Дополнительной регистрации на сайте Пенсионного фонда не требуется.
В Личном кабинете будущие пенсионеры могут контролировать пенсионные отчисления работодателей. Те, кто уже собирается на пенсию, могут оценить свои пенсионные права: баллы и стаж, рассчитать примерный размер пенсии и обратиться за ее назначением. Пенсионеры – управлять доставкой пенсии и получать справки.
Отдельно представлены сервисы по материнскому капиталу.
Если же вы хотите записаться на прием в Пенсионный фонд, сделать предварительный заказ документов или справок и др. – сделать это можно и без регистрации на портале госуслуг.
— Сколько граждан пользуются услугами личного кабинета? Какие самые востребованные услуги?
— В целом с 2016 года зафиксировано 3658 обращений к сервисам Личного кабинета жителей Приозерского района. По мере того, как ПФР запускает новые услуги в электронном виде, объем запросов растет. Потенциальное количество пользователей Личного кабинета в Приозерском районе – почти 4300 человек, именно столько граждан сейчас зарегистрировано на сайте госуслуг специалистами Управления.
Если говорить о самых популярных услугах среди работающего населения, то это в первую очередь информирование о сформированных пенсионных правах. Люди интересуются – какой у них стаж, сколько накопилось пенсионных баллов. В части материнского капитала популярней всего была подача заявления на предоставление единовременной выплаты в размере 25 тыс. руб..
Люди предпенсионного возраста чаще всего подают заявления о назначении пенсии. Нынешние пенсионеры – заявления об изменении способа доставки пенсии.
Сегодня работает еще один сервис для пенсионеров и федеральных льготников. Он позволяет им узнать размер назначенной пенсии, ЕДВ и других соцвыплат Пенсионного фонда. Этот сервис очень быстро набирает популярность.
— К примеру, «северяне» имеют право на досрочную пенсию, то есть, у них ситуацию не вполне типовая. Могут ли подобные категории граждан найти в электронном сервисе что-то полезное для себя?
— В части формирования стажа и отражения его в Личном кабинете досрочники ничем не отличаются от «обычных» пенсионеров. Они ровно так же видят периоды своей работы и в случае расхождений, например со своей трудовой книжкой, могут обратиться к нам или к работодателю.
Благодаря направлению трудовых книжек работодателями в электронном виде, заблаговременной работе, которую мы проводим, сейчас на лицевых счетах граждан имеется практически вся информация о всех периодах трудовой деятельности граждан. Нам важно, чтобы сам гражданин заранее проверил ее. Особенно это касается досрочного обращения за пенсией.
Практика показывает, что при подаче заявления через Личный кабинет в большинстве случаев пенсия назначается гражданам без визита в Управление и представления дополнительных документов.
— Действительно ли предоставляется услуга через сайт ПФР по контролю за уплатой страховых взносов работодателем? Каков механизм такого контроля? Если выясняется, что работодатель нарушает пенсионные права?
— В Личном кабинете гражданин видит подробные данные о периодах своей трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов в разбивке по годам. И если вы видите, что страховые взносы начислены не в том объеме, в котором должны, – вам стоит прояснить этот момент с работодателем или даже обратиться в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд.
Нужно подать письменное заявление в адрес работодателя, в том числе бывшего. По закону в срок не позднее трех рабочих дней после получения заявления, работодатель обязан вам предоставить копии документов, которые связаны с вашей трудовой деятельностью. Это копии приказов о приеме на работу, о переводах на другую работу, об увольнении; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, об уплаченных страховых взносах и др. Все копии работодатель обязан оформить надлежащим образом, заверить печатью и представить безвозмездно.
Если организация уже ликвидирована, нужно обращаться к правопреемнику работодателя или в вышестоящую организацию. Или же в архив. После чего вы представляете эти документы в Пенсионный фонд.
— Насколько точна информация о размере будущей пенсии, которую можно получить в пенсионном калькуляторе?
— Она точна настолько, насколько точно вы сможете предугадать свое будущее, в том числе на десятилетия вперед.
Целью калькулятора было дать работающему человеку инструмент, который ему наглядно покажет, как формируются пенсионные права и рассчитывается пенсия. Вы меняете параметры своей будущей трудовой деятельности и сразу видите, как на размер пенсии влияют размер зарплаты, стаж, «нестраховые» периоды и др.
А вот рассчитать размер пенсии на текущий момент можно точно: берете количество своих баллов, умножаете на стоимость балла (в 2017 году это 78,58 руб.) и прибавляете фиксированную выплату (в 2017 году 4805 руб. 11 коп.). В итоге получаете свой размер пенсии, если бы вы вышли на нее сегодня.
— Пенсионеры не самые продвинутые пользователи интернета. Например, помогает ли ПФР гражданам в регистрации на сайте? Организует ПФР курсы компьютерной грамотности?
— В Управлении работает консультант, который всегда готов помочь всем посетителям. На втором этаже установлен «гостевой» компьютер, на первом этаже есть компьютер с выходом в интернет. Ими, в том числе при помощи консультанта, могут пользоваться те граждане, у которых нет компьютера дома. Конечно, сначала надо зарегистрироваться на сайте госуслуг, а потом получать в электронном виде и наши услуги. Подтверждение учетной записи или регистрации на ЕПГУ – это тоже задача нашего Управления.
Для повышения уровня компьютерной грамотности пенсионеров в Управлении организованы курсы. Данный проект работает в Управлении уже третий год. В 2017 году специалисты автоматизации проводят уроки два раза в неделю (две группы). Сегодня мы обучаем 50 граждан. Пенсионный фонд вместе с Ростелекомом издал учебник «Азбука интернета», который является хорошим самоучителем для людей старшего поколения. Возможность пользоваться электронными услугами должна быть у всех, вне зависимости от возраста.
— Какие электронные сервисы ПФР планирует запустить в будущем?
— Недавно появилась возможность обратиться через интернет за перерасчетом пенсии и т. д. В будущем мамочки смогут получить сертификат на материнский капитал в электронном виде. В конечном итоге необходимо в 2017 году довести объем оказания электронных услуг до 70%. Такая задача поставлена перед всеми указом Президента РФ.